Меню
16+

Сетевое издание «TEMIRHANSHURA/ТЕМИРХАН-ШУРА»

24.07.2020 09:25 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

5 поколений мастериц по ковроткачеству из селения Верхнее Казанище, Буйнакского района

Многие из нас, наверняка, помнит время, когда в доме на стене каждого висел ковёр. А разве можно забыть сельские свадьбы в шатрах, когда вместо флористического оформления за спиной молодых на ковре красовалась надпись из ваты «Счастье молодым». Пережитки советского прошлого – подумают многие из вас, а вот и нет. Стены многих домов Буйнакского района по-прежнему украшают красивые ковры, а свадьбы во дворах в последнее время набирают популярность. Но сегодня речь не о свадьбах, сегодня о коврах. Мы в гостях у целой династии мастериц по ковроткачеству из селения Верхнее Казанище.

Более 50 лет наша героиня Асият Алиярбекова занимается ковроткачеством, оно и не удивительно, этим ремеслом занималась и её бабушка, и её мама, а теперь её дочь и внучка. Целых 5 поколений семьи Алиярбековых беззаветно преданы этому мастерству.

«Помню, как с интересом сидела у ткацкого станка, пока бабуля ткала очередной ковёр, а теперь я и сама бабушка и также обучаю этому ремеслу свою внучку», — придаётся воспоминаниям Асият. – Если у меня какие-нибудь секреты мастерства? Думаю, нет, когда я работаю, я ничего не слышу и не вижу, кроме ковра, а в голове только будущий рисунок».

Как рассказывает нам Асият на большой ковёр у неё уходит до 20 дней, на маленькие коврики дня три». Когда-то давно к Асият поступил заказ на большой ковёр, а в запасе было 18 дней, тут-то и пришла идея обучить этому мастерству и дочь.

«Мне на тот момент было всего 7 лет, конечно, хотелось играть с девчонками, но мама сказала надо завершить этот заказ, а она не успевает, так что выбора у меня оставалось, — смеясь, вспоминает дочь Зарема, – сначала неохотно помогала, потом уже втянулась в это дело».

Самой юной мастерице, внучке Камиле 12 лет, когда она начала плести ей и вовсе было 4 года, и она своими маленькими ручками уже вносила вклад в развитие большой династии мастериц по ковроткачеству.

Как рассказывают мастерицы, по характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. Основу узора ковров составляет геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности. Только вдумайтесь в эти названия «танец роз», «цветение граната», «яблоневый сад».

Увлекательная беседа с мастерицами о тонкостях ковроделия плавно перетекает в мастер-класс у ткацкого станка. Мастерицы с удовольствием делятся секретами с нами. Рисунок ковра состоит из бордюра и центральной части. На поперечных нитях основы, юная мастерица Камила, узелок за узелком на наших глаз соткала первый продольный ряд. Каждый ряд гребешком прижимается к предыдущему.

Казалось мы теперь знаем как рождается композиция, а вот и нет, всё начинается с пряжи, да, вы не ослышались, мастерицы Алиярбековы сами прядут и красят нити. Шерсть любят практически все вязальщицы, мягкая, теплая и такая приятная на ощупь пряжа, а главное экологически чистая без синтетических примесей натуральная овечья шерсть обладает природными антибактериальными свойствами, те в ней не накапливаются микробы и бактерии. Такой набор качеств делают овечью шерсть незаменимым материалом. Ценность шерсти завит от множества факторов, например от времени стрижки, весенняя стрижка считается качественной, самую добротную шерсть стригут со спины, загривка и под шеей, лучшую шерсть даёт молодняк от 8 до 12 месяцев.

А теперь вернёмся к пряже, после того, как шерсть отобрали, расчесали, мастерицы начинают её прясть. Предупреждаю, если ранее вы никогда не пряли, то это не так уж просто, как кажется на первый взгляд. У меня, например, нить получилась неоднородной, а потом и вовсе порвалась. Как вы думаете, что происходят нитями дальше? Правильно, их красят, источниками красителей также являются экологически чистые продукты. Зеленые нити получают при помощи крапивы или ели, синий цвет – это цветки василька или медный купорос, красный – орех, жёлтый или оранжевый – луковая шелуха. Мотки ниток варят в котлах до получения нужного цвета вместе с выбранными «приправами». После варки и сушки, нити готовы к использованию.

Отдельного внимания заслуживают инструменты, Асият легко орудовала ножницами, а ведь им более 100 лет и они бережно передаются из поколения в поколение. Такого же примерно возраста и гребень, на нём даже сохранились инициалы матери Асият.

Стоит отметить, что обучение искусству ковроткачества не заканчивается в стенах дома Алиарбековых, Асият обучает этому ремеслу и филиале районной детской школы искусств. Здесь у неё 18 учениц.

Не знаю, как вы, а я узнала о коврах много интересного. Так, например, я не знала, что ковры отличаются не только на международном уровне (иранские, азербайджанские, персидские и т.д.), но и у нас в республике, ковры кайтагских мастериц отличаются от ковров табасаранских мастериц и от работ мастериц Буйнакского района. У каждого района свой неповторимый почерк, свои узоры и, конечно же, свои профессиональные секреты, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3