Меню
16+

Сетевое издание «TEMIRHANSHURA/ТЕМИРХАН-ШУРА»

07.02.2017 14:17 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Делегация Буйнакского района под руководством командира ТОКСа, директора музея Боевой Славы г. Буйнакска Абдулы Магомедова снова побывала в Севастополе.

Делегация Буйнакского района посетила г. Севастополь для выяснения судьбы поднятого летом прошлого года со дна Керченского пролива самолета Ил-2, на котором пилотировал в 1943 году Юсуп Акаев.      

 

Делегация Буйнакского района посетила г. Севастополь для выяснения судьбы поднятого летом прошлого года со дна Керченского пролива самолета Ил-2, на котором пилотировал в 1943 году Юсуп Акаев.      

 

                В этом году исполнилось бы 95 лет легендарному летчику, Герою Советского Союза, уроженцу селения Нижний-Дженгутай Юсупу Акаеву. Много подвигов совершил он в годы Великой Отечественной войны. После окончания авиационного военно-морского училища в 21 год стал командиром авиационной эскадрильи, совершил более ста боевых вылетов, уничтожил большое количество вражеских кораблей, танков, самолетов, торпедных катеров и другой боевой техники противника. Историки рассказывают, что Юсуп Акаев стал первым летчиком-штурмовиком, сбившим в воздушном бою немецких истребителей, при том что его штурмовик не был предназначен для ведения атакующего боя. Им были разработаны новые, более эффективные методы бомбометания.

Напомним, что в прошлом году экспедицией Министерства обороны РФ со дна Керченского пролива подняли самолет Ил-2, который был подбит в 1943 году вражеской «зениткой». Этим самолетом управлял наш земляк, впоследствии ставший Героем Советского Союза Юсуп Акаев.  Идентифицировать штурмовик удалось по бортовому номеру, который сохранился в архивных документах, где подробно рассказывалось об аварии машины. Это случилось 8 ноября 1943 года, когда штурмовик Ил-2, в котором находился Ю. Акаев и стрелок, был подбит, но экипажу удалось спастись. Отважный летчик сумел посадить самолет на воду. Через несколько часов его и стрелка подобрал торпедный катер Черноморского флота.

Поднятый самолет летом прошлого года был направлен на предварительный ремонт в г. Севастополь. Планировалась даже его реставрация. И главными претендентами на самолет был, конечно, наш Дагестан – родина Героя Советского Союза Юсупа Акаева.

Чтобы выяснить дальнейшую судьбу самолета, делегация Буйнакского района под руководством командира ТОКСа (телевизионный отряд коаеведов-следопытов), директора музея Боевой Славы г. Буйнакска Абдулы Магомедова снова побывала в Севастополе. В штабе Черноморского флота состоялась встреча с начальником военно-мемориальной службы, капитаном 1 ранга Михаилом Никитиным. Он показал нам фотографии, сделанные во время экспедиции по подъему самолета, и рассказал, что пролежав более 73 лет в соленой воде, конструкции самолета стали хрупкими. Во время подъема понадобились мягкие стропы, кран и другое специальное оборудование. После этого необходимо было в течение нескольких суток поливать штурмовик холодной пресной водой. 

По словам Михаила Никитина, фюзеляж, лопасти, крылья самолета полностью были покрыты толстым слоем ила и ракушек. После первого погружения стало ясно, что так просто море штурмовик не отдаст. Хотя лежал самолет на глубине пяти-шести метров, видимость была минимальная. Кроме того, поднимать Ил-2 пришлось против течения.  Самой ответственной частью операции был подъем самолета на понтон. Основное внимание сосредоточено на тросах, которые должны были выдержать вес около пяти тонн.

Когда штурмовик подняли из воды, выяснилось, что кабина находится в удовлетворительном состоянии, хвостовая часть не сохранилась, она была деревянной и отвалилась, предположительно, сразу, при ударе о воду. Следов пробоин на фюзеляже не найдены, однако при перегрузке с понтона на корабль крылья самолета все-таки развалились.

В данное время самолет, а точнее его фрагменты, находятся на территории авиатехнического склада одной из воинских частей, дислоцированных в Севастополе.

Как нам рассказал начальник отдела хранения авиатехнического склада воинской части Евгений Олейник, самолет еще в воде был подвержен коррозии. В морской воде она проявляется особенно сильно, когда медный сплав контактирует с алюминием. 

Хотя самолет восстановлению не подлежит, его фрагменты можно будет использовать как уникальные экспонаты для музея Боевой Славы. Но потребуется некоторая работа. А пока что эти фрагменты находятся на временном хранении.

- Как бы не было, мы постараемся вывести фрагменты самолета в Дагестан, — сказал директор музея Боевой Славы А. Магомедов. – Для этого надо будет обратиться письменно на имя заместителя начальника Управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества А. Таранова. Надеемся, что этот вопрос решиться положительно. Фрагменты самолета будем бережно хранить как реликвию. Этому нас обязывает память о нашем земляке Юсупе Акаеве. Каждый посетитель музея сможет прикоснуться к истории уникального самолета Ил-2.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24