Смелая узница немецкого Концлагеря из селения Нижний Дженгутай
Мы продолжаем рассказывать про женщин с Буйнакского района участниц ВОВ в рамках «Женское лицо Победы». Сегодня мы расскажем историю про невероятную женщину из селения Нижний Дженгутай, которую нам поведала её дочь.
Ибашева Патимат Микаиловна родилась 1920 г. в сел. Нижний Дженгутай. Окончила школу в Буйнакске, поступила в Махачкалинский медицинский техникум, по окончании которого была направлена на работу в сел. Эрпели. Здесь ее назначили зав. медпунктом села. Патимат смело принялась за работу, в любую погоду, и любое время суток приходила на помощь больным…
В числе первых медработников в 1941 г. На фронт отправили и нашу Патимат.
Она попала в Львовскую область, здесь её назначили зав. медпунктом батальона. Здесь наши войска вели тяжелые бои с превосходящими силами противника, да и местное население холодно относилось к нашим войскам. Отступали с боями, уходя в глубь страны. Сотни, тысячи убитых и раненых, медработники не покидали свои посты дни и ночи — многим нужна была срочная медицинская помощь. Гибли и получали ранения не только бойцы, но и санитары, медсестры, врачи. Им нередко самим приходилось с оружием в руках вставать на защиту раненых, приемных пунктов. Так до самого Донбасса. К середине осени 1941 г. Патимат была уже фельдшером батальона связи 138 ОСБР. В конце декабря бригаду бросили на оборону Севастополя, где наши войска вели тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами. По приказу Гитлера Севастополь должен был быть захвачен к 1 ноября 1941 г., и поэтому фашисты не жалели сил и средств для достижения цепи к указанному фюрером сроку.
Жестокие и тяжелые бои сутками шли за Севастополь. Здесь героически сражались наши морские и сухопутные части, бои шли на море и в небе. Бригада не успела развернуть свой медпункт, как стали поступать раненые — их было очень много; лекарства, бинты и прочее стали таять на глазах. Тяжелее всего было перенести отсутствие питьевой воды — немцы успели отравить речку, откуда вода поступала в город. Медперсонал без сна и отдыха делал возможное и невозможное, спасая жизнь защитникам Севастополя.
Патимат Ибашевой не раз приходилось, покинув медсанбат, идти в окопы, в штольни и на месте оказывать помощь раненым, так как те отказывались покидать свои боевые посты.
Дочь Патимат Микаиловны передала нам записи с её воспоминаниями.
"Однажды я с двумя санитарами пошла в одну из штолен к месту скопления наших раненых бойцов и командиров. Их оказалось очень много, они находились без медицинской помощи уже несколько дней, раны успевали нагноиться, появилась отечность. Мы прочистили раны, сделали перевязки; работали до позднего вечера, при свете тусклых коптилок...
Это было в первых числах июля 1942 г., последние части наших войск, обороняющих Севастополь, по приказу командования покидали город. Но некоторые части не успели покинуть свои боевые позиции и тысячи раненых не смогли выйти к берегу для посадки на корабли, а они приходили только ночью, Те, кто не успел на корабли утром, оказались в окружении, и попали к плен.
Тяжелораненых немцы расстреляли на месте, а остальных построили и повели через Мекензиевы горы, Бахчисарай и Симферополь. По пути к нам прибивалось еще много таких же пленных наших бойцов и командиров. Шли огромной длинной колонной, сотни раненых, все голодные, оборванные, шли под палящим крымским солнцем. Над колонной часто пролетали немецкие бомбардировщики, что свидетельствовало о том, что Севастополь продолжал сражаться.
Шли долго, делая редкие остановки, отстающих били прикладами, расстреливали. Самым тяжелым испытанием было отсутствие воды, а когда встречались редкие канавы с грязной водой, все бросались к воде. Но и это доставалось не всем: немцы стреляли под ноги, над головой, те же, кому удавалось дойти до воды, не могли оторваться от нее. Но некоторые, более удачливее, умудрялись прятаться и густых зарослях, камышах и спасаться.
В пути я случайно встретилась с землячкой из Буйнакска, Денисовой Клавдией, ее брат Борис работал в кумыкском театре. Мы по городу знали друг друга, она тоже меня узнала. В нашем "строю" оказалось еще несколько женщин из Дагестана, они, как и я, попали в плен под Севастополем. Но у нас не было ни сил ни желания говорить, настолько мы были уставшие и голодные; только изредка вспоминали свой родной город, общих знакомых.
Так мы прибыли в Симферополь. От усталости ноги не держали, без разрешения садиться нельзя было, у многих ноги кровоточили, ведь шли почти на босую ногу, в стоптанной обуви. Здесь отделили мужчин от женщин, гражданских от военных. Дальше нас отправили в город Славутич, в лагерь для военнопленных, а оттуда погрузили и вагоны, и эшелон отправился в Германию.
Мы прибыли в город Зоэст. Здесь нас разместили по баракам и на другой день сказали, что мы будем работать на военном заводе, мы отказались и сказали, что мы военнопленные и работать на военном заводе не будем. Но этот отказ нам стоил дорого; по каждому пустяку били, морили голодом, унижали. Нас, как саботажников, отправили в женский концлагерь Равенсбрюк.
Здесь нам предстало ужасное зрелище: много исхудавших женщин и детей, колючие проволоки, на вышках пулеметы, грубые женщины-надзирательницы. Много деревянных бараков — блоков, где нам предстояло жить, они были больше похожи на коровники, чем на жилье. Нам запрещалось иметь свои имена и фамилии, отныне все это заменяли номера, которые дали всем…»
Здесь были представительницы со всей Европы, их отличали по буквенным знакам: «Р» — русские. «Ч» — чешки и т. д. Красными винкелями обозначали политзаключенных, это были в основном немки. Нас, военнопленных, разместили в блоке .№ 23, за которым следили особо. Запрещено было общаться с другими, особо карали за связь с политзаключенными.
Немцы охотились за еврейками, если обнаруживали, сразу отправляли в печи-крематории. Туда чуть не у годила и Ибашепа, Она была очень худая, смуглая, и немцы решили, что она еврейка, и хотели ее забрать, но, за Патпмат заступились все дагестанки, объяснив, что она мусульманка, кумычка с Кавказа. Коротко посовещавшись, немцы оставили Ибашеву.
«В лагере были представительницы всех наций и народов, и мы были очень дружны. Однажды мы пошли на дерзкий шаг. Во время прогулки, куда нас выводили строем, мы запели русскую песню "Священная война", На словах "Пусть ярость благородная вскипает как волна! Идет война народная, священная война" песню подхвати и узницы-иностранки. Пели все громче и громче; вдохновленные словами, распрямились, подняли выше головы – это было что-то невообразимое, это был настоящий вызов немцам... С того дня нам отменили всякие прогулки и стали еще строго относиться к нам.
В Равенсбрюке была и Роза Тельман, жена вождя немецких коммунистов Эрнеста Тельмана. Это была очень сильная женщина, отчаянная коммунистка, ее уважали, к ней прислушивались.
Весной 1945 года в лагере уже была слышна артиллерийская канонада. Узницы чувствовали, что час освобождения близок, В то же время не покидали волнение и страх: что с нами сделает лагерная охрана, а они способны па любую подлость,
25 апрели лагерное руководство засуетилось, все забегали, в том числе и охрана. Нас вдруг построили по баракам и быстро вывели из лагеря и, не останавливаясь, погнали по дороге. Мы поняли, что лагерное начальство бежит от возмездия. От орут, торопят, а мы в еще большем страхе, что сейчас нас начнут расстреливать; даже хотелось запеть перед смертью. Но вдруг слышим гул самолетов, подняли глаза, а там много самолетов летит и нашу сторону. Конвой, остановив нас, разбежался, мы тоже, недолго думая, побежали в лес, попрятались. А когда услышали шум моторов, танков и другой техники, движущейся по шоссе, вышли навстречу: мы были уверены, что это наши или американские танки; к счастью, это были советские танки, с красной звездой, которые шли к нам на выручку. Танкистам о нас сообщили летчики, которым мы махали снизу косынками, платочками. Когда танковая колонна остановилась и танкисты вышли из своих машин, мы бросились к ним, плакали от радости, обнимали, целовали своих освободителей. Танкисты брали на руки детей, целовали их, обнимали, что-то находили у себя в карманах и угощали их. Танкисты стали искать своих землячек, выкрикивая: кто с Украины? кто из Белоруссии? кто из Подмосковья?..»
Так закончились для узниц женского концлагеря Равенсбрюк унижения, оскорбления, голод, именуемые земным адом.
В числе освобожденных узниц были и дагестанки. По разным источникам удалось установить фамилии и имена этих мужественных женщин Дагестана, которых даже фашистский плен не смог сломить, поставить на колени. Это Клавдия Денисова, Анастасия Белянова, Клавдия Поветьева, Клавдия Макарова и наша героиня Патимат Ибашева.
Ибашева Патимат Микаиловна имела много наград, но самой дорогой, по ее словам, была для нее медаль «За оборону Севастополя», Она жила в г. Махачкале, умерла и похоронена там же.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.